История русских медиа 1989—2011
За два десятилетия отечественные медиа прошли удивительный путь: вчерашние культуртрегеры стали пропагандистами, информационный голод сменился тотальным безразличием. Ввиду скорой гибели традиционной прессы «Афиша» поговорила с 50 непосредственными участниками событий и составила краткий учебник истории российских СМИ.
Три версии того, что случилось с российской журналистикой за последние 23 года.
www.afisha.ru/article/mediahistory/page47/
читать дальше
Сергей Пархоменко
главный редактор журнала «Итоги», в настоящее время — главный редактор «Вокруг света»
Русская журналистика находится в тяжелом состоянии. Прежде всего потому, что она в своей серьезной части — в том, что касается политической и экономической журналистики, — радикально проиграла в установлении системы отношений со своей «клиентурой», со своими источниками информации. Журналисты утратили право вести на равных диалог с той средой, с теми людьми, о которых они пишут, — с политиками, бизнесом. Российское сообщество журналистов охвачено инстинктами покорности, подчиненности — и прежде всего простой трусостью. Достаточно часто этим людям ничего не надо приказывать, ничего не надо запрещать. Они сами «поступят благоразумно». В результате перед нами проходит череда внешне вполне преуспевающих, а в сущности — раздавленных людей, которые совершают чудовищные вещи, ваяют жуткие репортажи, снимают кошмарные пропагандистские фильмы, с каменными лицами ведут информационные программы, лживые от первого до последнего слова. Хочется спросить их: «Зачем вы это делаете? Вас что, бьют, что ли? Вас кто-нибудь заставляет?»
Мы все уже однажды побывали в ситуации, когда людям даром досталась свобода слова, а потом они легко ее отдали. Прошло время, и выяснилось, что есть вещи, которые без этих странных и вроде бы не очень нужных ценностей и инструментов просто-напросто не работают. Нельзя без них «договориться с начальством». Нельзя уговорить власть, чтобы суд честно судил. Нельзя попросить, чтобы не перекрывали полгорода, когда проезжает большой начальник. Для этого нужна пресса, которая будет описывать это, показывать во всей красе, высмеивать, обвинять, скандалить. Без нее не получится. Постепенно люди начинают вспоминать, что тут «что-то раньше было и куда-то делось». Пока это принимает какие-то смешные формы. Вот, скажем, «выведите меня в топ» — что это значит? Это значит «сделайте мой случай публичным», сообщите об этом, предайте его гласности. Так ведь для этого и нужна свободная пресса — это она и есть самый быстрый и эффективный способ «выведения в топ» любой информации, которая важна обществу. Профессионал берет важный для публики факт и делает его достоянием общественности. Это и есть журналист, правда ведь?
Игорь Шулинский
главный редактор журнала «Птюч», в настоящее время — главный редактор журнала Time Out
Время, когда мы делали «Птюч», было прекрасным — но мы им не воспользовались. Страна превратилась в говно, а в говне делать нечего. Новое поколение пытается, но все, что оно может выжать из себя, — это Look At Me. Все, что могут делать эти люди, — пойти танцевать в «Солянку» или записать альбом в духе Panda Bear. Удивительно же: Муджус, лучший на сегодняшний день электронный поп-проект, поет шепотом. Это вообще важная метафора: они все поют шепотом — то ли под Цоя подделываясь, то ли под Моби. Такая ситуация, думаю, еще в Сирии и в Египте. Больше нигде.
Александр Тимофеевский
внутренний критик «Коммерсанта», в настоящее время не работает в медиа
В «Коммерсанте» мы долгие годы на разные лады защищали частное лицо. Но к концу девяностых годов оно больше не нуждалось в защите. Оно вполне в этой жизни освоилось и очень комфортно в ней расположилось. Все вдруг стало подчиняться ему, беспрерывно потребляющему и чистящему после еды рот. На него работают, за ним ухаживают, ищут его внимания. Щетка мягкая, полужесткая, жесткая. Щетка электрическая и ультразвуковая. Делаем возвратно-поступательные и вращательные движения. Щетка для языка компакт, удаляет бактериальный налет. Как, ее у вас нет? Немедленно купите! И странно спрашивать: внученька, внученька, почему у тебя такие большие зубы?
Потому. Те базовые культурные ценности, которые к частному лицу не имеют отношения, были им слопаны. Они исчезли, растворились, их не стало. И нам ли жаловаться, нам ли сетовать и рыдать? Мир радостного идиотического потребления был вымечтан и создан нами. Мы ему присягнули, мы над ним вздыхали, мы его заслужили.
ну, честно же...хотя все равно трусовато... в газете боятся напечатать о безобразиях.
История русских медиа 1989—2011
За два десятилетия отечественные медиа прошли удивительный путь: вчерашние культуртрегеры стали пропагандистами, информационный голод сменился тотальным безразличием. Ввиду скорой гибели традиционной прессы «Афиша» поговорила с 50 непосредственными участниками событий и составила краткий учебник истории российских СМИ.
Три версии того, что случилось с российской журналистикой за последние 23 года.
www.afisha.ru/article/mediahistory/page47/
читать дальше
За два десятилетия отечественные медиа прошли удивительный путь: вчерашние культуртрегеры стали пропагандистами, информационный голод сменился тотальным безразличием. Ввиду скорой гибели традиционной прессы «Афиша» поговорила с 50 непосредственными участниками событий и составила краткий учебник истории российских СМИ.
Три версии того, что случилось с российской журналистикой за последние 23 года.
www.afisha.ru/article/mediahistory/page47/
читать дальше