26.01.2005 в 02:14
Пишет aretania:мой текст из ОМа про вампиров
Упырь меня!
Отчего вампир так мил современному человеку, как он трансформировался за прошедшие два века господства в литературе и кино, что думает молодежь о загробном имидже рассказывает Татьяна Арефьева.
читать дальше
Образ вампира на данный момент является главным в городской мифологии. Если еще пару веков назад народные суеверия оперировали бесконечным сонмом домовых, леших, водяных, то к дню сегодняшнему мы пришли с сухим остатком. Из сверхъестественных существ самым живучей оказалась полумертвая креатура - Вампир Облагороженный.
Из грязи сельских кладбищ, где участь его была незавидна, а выбор развлечений невелик, проклятый небесами кровопийца перебрался в город, приобрел столичный лоск, завидные апартаменты и влиятельных знакомых. Как это случилось?
И почему именно вампир пришелся по душе всем этим масс-медиа и рок-звездам? Почему он превратился в объект подражания? Почему каждый из нас чувствует себя без пяти минут вурдалаком и весело скалит глазные клыки при любом удобном случае (типа, шутка)?
Вопрос крови.
Начнем с главного: образ вампира связан с кровью. Все остальное - второстепенно. Смысл этого сказочного персонажа в том, что он пьет кровь живых людей, тем самым убивая их и поддерживая жизнь в себе самом.
Получается, что проблема такого тонкого, такого эстетствующего вампира лежит в области большой жратвы. Каждый прием пищи сопряжен для него с первым смертным грехом и превращается в преступление. Один из отцов православной церкви писал, что популярным грехом новообращенного монаха является чревоугодие, для монахов со стажем грех остается прежним, только приобретает изощренные черты, самым же продвинутым монахам инкриминируется осуждение ближнего. Не в курсе, насколько актуальна проблема осуждения в кругу вампиров, но в желании утолить голод они едины с божьми людьми. Недаром в церковной иконографии демон часто изображается в виде лица, проступающего на животе у человека - голод полагается дьявольским наущением.
Вампирологи считают, что упырь получает удовольствие от процесса убийства. На мой же взгляд тут работает закон "если тебя насилуют, расслабься и получай удовольствие". Если вампир не в силах изменить правила игры, он может принять их и войти во вкус ритуала приема пищи. Пример: никому не нравятся вареные овощи без соли и масла. Но человек, желающий поправить здоровье, а в некоторых случаях - просто выжить, со временем привыкает к их неброской вкусовой палитре, учась находить прелесть в противно-мягких брокколи, моркови и капусте. Он даже может начать превозносить свой стиль питания - так и вампир слагает оды теплой крови, пульсирующей в венах молодого человека.
Кровь всегда рассматривалась как магическая субстанция. Она была воплощением души (наряду с дыханием) и средством от всех болезней, включая старость. Ее принимали в виде притирок, ванн, в качестве микстуры. Кровь служила средством для озверения воина перед боем или охотой. В других местах и временах она считалась вместилищем слишком плотных энергий, чтобы быть полезной человеку (поедающий окровавленное мясо заземлен и не способен к размышлению).
В древнейших мифах присутствуют незримые ночные кровопийцы, но они, на самом деле, не имеют отношения к современному вампиру, для которого кровь - символ информации, или жизненного успеха, или харизмы. Каждый из нас сосет, не глядя. Мы постоянно живем за чужой счет, подсасывая нечто (т. н. энергию) у друзей и домашних. Так говорится - "энергия", физически это может выглядеть как "дай мне номер того-то" (влиятельного человека), "пойдем со мной в магазин, мне надо выбрать", "у меня не получается, помоги мне".
Мы постоянно голодны. Это обычный голод, который переходит в невротическое желание поесть, когда дела не идут. Прием пищи можно заменить парой сигарет (куря, мы делаем сосательные движения) или разговором-нытьем, в результате которого мы получаем (всасываем) поддержку от собеседника. Надо ли говорить, что он может оказаться совершенно измочаленным таким общением.
Нам постоянно нужно что-то получать внутрь, что-то приобретать. Мы не в состоянии прожить и минутки, не "попив чьей-то крови". Конечно, нам близки вампиры. А то!
Вопрос сексуальности
С тех пор, как дедушка Фрейд познакомил нас с вывертами своего больного мозга, достаточно слегка облизнуть палец в общественном месте (а может, он у меня в чем-то сладком?), чтобы встретить понимающую усмешку. Сосать палец, ручку, сигарету по Фреду означает секс. Причем, секс детский, влечение, котоое ребенок испытает к маминой сиське. Секс = еда, секс = поглощение. И разве можно удивляться, что второй определяющей вампира темой является его сексуальность.
Привлекательным вампир стал не сразу. Образ прошел долгий путь трансформаций от нежити, не способной связать двух слов, с очагами полураспада по всему телу и остекленевшими глазами до вампира-дэнди. Повышению сексапильности вампира как класса стало увлечение богемы народными сказками. Интерес к фольклору возник в начале 19 века, и фантазии на тему кровососущих не замедлили появиться как альтернатива чопорной морали.
Фигура вампира медленно, но верно лепилась творческой интеллигенцией, мечтавшей о вседозволенности, деньгах, свободе передвижения и любви, о вечной жизни, наконец. Всем, кроме первого, владело дворянство, поэтому вампир рисовался с представителей высшего сословия.
В деле формирования современного городского вампира основые роли сыграли три человека:
1. Доктор и близкий друг лорда Байрона, Джон Полидори.
После смерти своего возлюбленного он собрал черновики ненаписанного темным лордом романа о вампире, добавил туда воспоминаний о его внешности и образе жизни, да и написал бестселлер о похождениях красавца Ратвена под названием "История вампира". Произведение вызвало шквал подражаний, пьес по мотивам и закрепило штамп "вампир-аристократ".
2. Плохой писатель, но хороший театральный менеджер Брэм Стокер. Прочитав труды по валахско-молдавскому фольклору и жизнеописания князя Влад Цепеша, он изготовил скучнейший, но дотошнейший роман-досье о Дракуле. До сих пор этот том считается основополагающим в вампирологии.
Стокер придумал правила поведения вампира: неприятие света, сон в гробу, боязнь креста и чеснока, способность оборачиваться в летучую мышь и в дым, презрение к силе земного тяготения. Автор наделил Дракулу неким подобием сексуальности (наибольшую власть вампир имел над Люси Вестенра, подругой главной героини, которая была раздираема желаниями и вообще вела себя неприлично).
3. Культовая писательница Энн Райс, профессиональный уровень книг которой ниже любой критики, что не мешает им издаваться и переиздаваться без конца. Райс сделала вампира почти человеком, живущим среди людей. С каждой ее книгой кровосос все больше социализируется. Если Сокер привез Дракулу в город, вытащил из дремучего родового замка, позволив взять с собой только несколько ящиков родной земли (якобы вампир без нее не может), то Райс полностью адаптировала вампира к жизни больших городов, вписав в их ландшафт.
Теперь мегаполисы немыслимы без опасно-красивых молодых людей в идеально сидящей лодежде, с длинными волосами и аристократическими замашками (с момента обращения вампир не меняется, а так как укусили его несколько веков назад, он несет в себе частицу ушедшего великолепия).
Райс сделал вампира необоримо сексуальным для обоих полов и ввела тему глубоких платонических отношений, которые связывали героев долгие столетия. Именно влюбленный и страдающий вампир стал героем девичьих грез. Он будоражит наши мечты, спускаясь с экрана.
Первые киновампиры могли вызывать только страх и отторжение. Макс Шрек в немом фильме"Носферату: симфония ужаса" и Бела Лугоши, к которому имидж Дракулы просто прилип, не вдохновляют в эротическом смысле. Настоящие герои, которым хотелось бы подражать, появились в фильме "Интервью с вампиром", положив начало новой эстетике. Нежный Луи/Бред Питт, взвинченный Лестат/Том Круз и гипнотический Арман/Антонио Бандерас (совсем не такой, как в книге Энн Райс, но какой! какой!) - вот птица-тройка, на которой понеслась душа в рай. Одним своим внешним видом они вызвали такой шквал фан-фиков (произведений, которые фанаты пишут по мотивам своих любимых фильмов или книг), что Райс запретила их публикацию в сети (запрет работает по сей день).
Вампиры, порожденные мамочкой Энн Райс, не имели никакого отношения к классическому Дракуле и считали его детской сказкой. Они не боялись креста, спокойно заходили в церковь и нюхали чеснок, оставив себе быстроту передвижения, сверхчеловеческую силу и выносливость. А еще они по старинке спали в гробах.
Понадобились пять лет и усилия многих писателей вампирского фентези, чтобы кровопийца смог ночевать в обычной спальне и запросто передвигаться при свете дня. В фильме "Голод" и одноименной книге герой мучается бессонницей, лежа под тюлевым балдахином, в идеально освещенной дневным светом комнате. Рассматривается совсем другая проблема - как сохранить жизнь старому вампиру и что ожидает его после смерти тела. Тут мы подходим к следующей ключевой теме вампиризма - мнимому бессмертию.
Вопрос вечной жизни
Когда вампир кусает человека, в которого ему случилось влюбиться, он предлагает ему т. н. "темный дар". Вампир-соблазнитель говорит: "Немного боли, а затем вечная жизнь без старости и болезней." Кто же откажется от такой перспективы. По легенде, все соглашаются. Так пополняется вампирское братство.
Но если без дураков, вампир не бессмертен. Его может убить человек, он может умереть сам по оплошности, попав под прямой солнечный луч, его могут казнить свои (как мы видим в "Интервью с вампиром"), он может состариться, как это случилось с героем Дэвида Боуи в фильме "Голод". Там дается понять, что износу тела подвержены некачественные вампиры "второй руки" - то есть, укушенные древним, но недостаточно сильным вампиром. И наконец, вампиру - как и любому человеку - случайно могут быть нанесены увечья, несовместимые с жизнью. В книге "Последний вампир", продолжении жития Мариам из "Голода", описывается, насколько технично она ведет себя, чтобы ни дай бог пальчик не порезать.
Однако, в произведениях других авторов вампиры обладают способностью быстрого заживления ран и экспресс-сращивания сломанных костей. Мы имеем здесь извечную грезу человечества: жить если не вечно, то очень долго; быть здоровым, бодрым, шумным, как желала Буратине черепаха Тортилла; переносить болезни, не моргнув глазом. Сейчас все ждут этого от нанотехнологий, надеясь одним прекрасным утром съесть таблетку и стать похожим на Бреда Питта, каким он был 10 лет назад.
С другой стороны, нынешний Бред им тоже подойдет.
Вопрос эстетики
Не такой животрепещущий, как пролонгированная жизнь. Не такой яркий, как сексуальность вампира. Но именно им по большей части питается паства, состоящая из готов, оккультистов-домушников и прочих сочувствующих теме.
Мы уже выяснили, что изначально вампир срисован с богатого, ухоженного, образованного человека. С детства его учили ездить на лошади, отодвигать стульчик даме, танцевать полонез Огиньского и задумчиво наигрывать на клавикордах что-то из раннего Перселла. Такой пассажир по нынешним быдловым временам сияет аки сумасшедший бриллиант. И всякий воспитанный бабушкой мальчик, и всякая выросшая на принцессных сказках девочка фанатеют по нему нешуточно.
По законам полового соответствия, мальчик должен хотеть подражать вампиру, а девочка должна вожделеть оного. В реальности все происходит в точности до наоборот. В смысле, мальчики вожделеют, а девочки... ох.
Прогуливаясь в ожидании деловых встреч в районе Чистых прудов, я каждый раз вижу группу странно одетых людей. У них вечный Хелловин. Я сама люблю белую пудру, темную помаду, черные в пол платья и белые воротнички, но эти люди пугают меня своей последовательностью. Их можно называть готами или вампиропоклнниками, суть от того не меняется. Подростки в возрасте 14 - 20 лет на Чистых и по всему миру стараются выглядеть, как владельцы абонемента на посещение всех похорон в пределах родного города. Молодежно-траурная тема крепка в мегаполисах, а к провинциям мельчает. Я видела подмосковных готов. Они выглядят неуверенно, в их одежде проскальзывают элементы панка, они бодрятся и что-то кричат.
Гот большого города тих, как труп. Он читает или слушает музыку из наушников. Он любит поболтать в форумах при готических сайтах (которые принято в простоте называть "готишными"). Треп идет в основном о группах и музкумирах, вроде Виле Вало (его зовут "выливалой") или Брайане Молко (при чем здесь Молко, бог знает). Избранные меломаны почитают джей-рок, то есть японскую современную музыку, и обмениваются невероятно красивыми фотосессиями квартета "Malice Mizer" (вот кто достиг в готишном стайлинге совершенства).
Избранные из избранных посещают японские сайты, посвященные стилю "готик лолита", и пытаются сшить самостоятельно то, что представлено в их он-лайн магазинах. О готик лолите хочется поговорить отдельно. По странному стечению обстоятельств, японская мода только-только добирается до русских мозгов. Метода одеваться у японских школьников такая, что ей стоит поучиться всей молодежи мира. Модничают все, причем, мальчики иногда дают фору девчонкам (замечу, что идеально по-вампирски одетые "Malice Mizer" - в целом, мужского пола).
Японцы любят одеваться пестро и кавайно (что означает "весело, мило"), но у всякого правила есть исключения. Готик лолита - это скромная, слегка кокетливая девушка, в кукольном платьице темной расцветки (в идеале, просто черном), в кукольных же туфельках и черных узорчатых чулочках, с бабушкиным ридикюльчиком. В этом стиле особенно ценится способность создать из современных вещей комплект, отсылающий к 19 веку. Мечта готической лолиты - выглядеть, как малышка Клодия, если б она собралась почтить память усопшего Лестата.
Скоро, очень скоро выйдет фильм, на который станут равняться все готишные школьницы мира. Он - не готический по сути, это экранизация эпопеи Лемони Сникета, но главная героиня в фильме выглядит как икона готиклолитинской красы.
Завершая сей, далеко не полный труд, хочу сказать, что гораздо объемнее о явлении вампира в культуре мы можете в прочитать в интернете, если наберете в поисковой системе волшебное словосочетание "структурная вампирология". Это написано по-русски, очень доходчиво, компетентно, текст выложен повсеместно и без купюр. В виде бумажных книг имеют хождение толстая "Энциклопедия вампиризма" и тонкая, богато иллюстрированная брошюра "Дракула и вампиры".
В статье я не слова не сказала о правильной для гота музыке. А все оттого, что готишные форумы буквально ломятся от таких дискуссий. По моему скромному разумению, готической/вампирской является вся грустная/патетическая музыка. Любой проблеск веселья отметается, легальна только грустная ирония с усмешкой в уголке губ.
Ибо сексуальность вампира базируется на страдании и невозможности счастья. Смеется только дурак Лестат. Вот и почитайте, что с ним после этого бывает.
Тройка самых привлекательных кино-Дракул на начало 2005 года
1. Клаус Кински из "Носферату. Призрак ночи" Херцога.
По мне, так самый сексуальный мужчина среди живых и мертвых. Не верите? Найдите в музее кино "Плоды страсти", залакируйте просмотр лентами "Агирре, гнев Божий" и "Зеленая кобра" - эффект обеспечен. Да, в "Ностферату" Кински загримирован японским гримером по всем канонам древнего фильма Мурнау. Уши приклеены, губы раздвинуты, спинка сгорблена. Должен быть урод уродом, а хочется поцеловать. Все дело в личной харизме и в губах, данных от природы такими, будто их постоянно подкачивают на манер Анжелины Джоли. Дракулито сексуале намбер ван.
2. Гари Олдмен из "Дракулы Брэма Стокера" Копполы.
Олдмен - вообще красивый пацан, хоть и ростом не вышел. Его доброе алкоголическое лицо может украсить собой фильм любой категории, как показало прошлогоднее явление Гари в "Гарри Поттере". А так как для роли вампира внешняя привлекательность - полдела, вторую половину успешно дополняют актерские таланты Олдмена.
По этому фильму самый конченый мужчина может научиться грамотно знакомиться на улице, грамотно ухаживать и выглядеть нужным образом.
3. Ричард Роксбург из недавнего "Ван Хельсинга".
Пользуясь правом лица, особо не зависящего от мнений официальной кинокритики, выставлю здесь своего кандидата. Отчего? Оттого, что тронул. В череде вампиров, единственным доводом которых является нездоровый цвет лица и вставные клыки, Роксбург, известный нам по роли глупого графа в "Мулен Руж", выступил козырно. Я вспоминала ракурсы его не особо красивого лица в течении месяца после посещения фильма. Потом плюнула и купила dvd. Посмотрела еще раза три. Фильм детский, но Дракула в нем магнетический.
В "Семейке Адамс" дива Мортиша говорит своему мужу после особо удачной супружеской ночи: "Вчера ты был упоительно... жалок". Смысл этой фразы доступен только женщинам особого толка. И именно таким кинозрительницам Дракула Роксбурга (или Роксула, как мгновенно окрестили его сетевые любители прекрасного) пришелся по душе.
когда я чуть не написала "идеал готик лолиты - выглядеть как маленькая вампирка гермиона" (имея в виду клодию), то поняла "пора закругляться"
URL записиУпырь меня!
Отчего вампир так мил современному человеку, как он трансформировался за прошедшие два века господства в литературе и кино, что думает молодежь о загробном имидже рассказывает Татьяна Арефьева.
читать дальше
Образ вампира на данный момент является главным в городской мифологии. Если еще пару веков назад народные суеверия оперировали бесконечным сонмом домовых, леших, водяных, то к дню сегодняшнему мы пришли с сухим остатком. Из сверхъестественных существ самым живучей оказалась полумертвая креатура - Вампир Облагороженный.
Из грязи сельских кладбищ, где участь его была незавидна, а выбор развлечений невелик, проклятый небесами кровопийца перебрался в город, приобрел столичный лоск, завидные апартаменты и влиятельных знакомых. Как это случилось?
И почему именно вампир пришелся по душе всем этим масс-медиа и рок-звездам? Почему он превратился в объект подражания? Почему каждый из нас чувствует себя без пяти минут вурдалаком и весело скалит глазные клыки при любом удобном случае (типа, шутка)?
Вопрос крови.
Начнем с главного: образ вампира связан с кровью. Все остальное - второстепенно. Смысл этого сказочного персонажа в том, что он пьет кровь живых людей, тем самым убивая их и поддерживая жизнь в себе самом.
Получается, что проблема такого тонкого, такого эстетствующего вампира лежит в области большой жратвы. Каждый прием пищи сопряжен для него с первым смертным грехом и превращается в преступление. Один из отцов православной церкви писал, что популярным грехом новообращенного монаха является чревоугодие, для монахов со стажем грех остается прежним, только приобретает изощренные черты, самым же продвинутым монахам инкриминируется осуждение ближнего. Не в курсе, насколько актуальна проблема осуждения в кругу вампиров, но в желании утолить голод они едины с божьми людьми. Недаром в церковной иконографии демон часто изображается в виде лица, проступающего на животе у человека - голод полагается дьявольским наущением.
Вампирологи считают, что упырь получает удовольствие от процесса убийства. На мой же взгляд тут работает закон "если тебя насилуют, расслабься и получай удовольствие". Если вампир не в силах изменить правила игры, он может принять их и войти во вкус ритуала приема пищи. Пример: никому не нравятся вареные овощи без соли и масла. Но человек, желающий поправить здоровье, а в некоторых случаях - просто выжить, со временем привыкает к их неброской вкусовой палитре, учась находить прелесть в противно-мягких брокколи, моркови и капусте. Он даже может начать превозносить свой стиль питания - так и вампир слагает оды теплой крови, пульсирующей в венах молодого человека.
Кровь всегда рассматривалась как магическая субстанция. Она была воплощением души (наряду с дыханием) и средством от всех болезней, включая старость. Ее принимали в виде притирок, ванн, в качестве микстуры. Кровь служила средством для озверения воина перед боем или охотой. В других местах и временах она считалась вместилищем слишком плотных энергий, чтобы быть полезной человеку (поедающий окровавленное мясо заземлен и не способен к размышлению).
В древнейших мифах присутствуют незримые ночные кровопийцы, но они, на самом деле, не имеют отношения к современному вампиру, для которого кровь - символ информации, или жизненного успеха, или харизмы. Каждый из нас сосет, не глядя. Мы постоянно живем за чужой счет, подсасывая нечто (т. н. энергию) у друзей и домашних. Так говорится - "энергия", физически это может выглядеть как "дай мне номер того-то" (влиятельного человека), "пойдем со мной в магазин, мне надо выбрать", "у меня не получается, помоги мне".
Мы постоянно голодны. Это обычный голод, который переходит в невротическое желание поесть, когда дела не идут. Прием пищи можно заменить парой сигарет (куря, мы делаем сосательные движения) или разговором-нытьем, в результате которого мы получаем (всасываем) поддержку от собеседника. Надо ли говорить, что он может оказаться совершенно измочаленным таким общением.
Нам постоянно нужно что-то получать внутрь, что-то приобретать. Мы не в состоянии прожить и минутки, не "попив чьей-то крови". Конечно, нам близки вампиры. А то!
Вопрос сексуальности
С тех пор, как дедушка Фрейд познакомил нас с вывертами своего больного мозга, достаточно слегка облизнуть палец в общественном месте (а может, он у меня в чем-то сладком?), чтобы встретить понимающую усмешку. Сосать палец, ручку, сигарету по Фреду означает секс. Причем, секс детский, влечение, котоое ребенок испытает к маминой сиське. Секс = еда, секс = поглощение. И разве можно удивляться, что второй определяющей вампира темой является его сексуальность.
Привлекательным вампир стал не сразу. Образ прошел долгий путь трансформаций от нежити, не способной связать двух слов, с очагами полураспада по всему телу и остекленевшими глазами до вампира-дэнди. Повышению сексапильности вампира как класса стало увлечение богемы народными сказками. Интерес к фольклору возник в начале 19 века, и фантазии на тему кровососущих не замедлили появиться как альтернатива чопорной морали.
Фигура вампира медленно, но верно лепилась творческой интеллигенцией, мечтавшей о вседозволенности, деньгах, свободе передвижения и любви, о вечной жизни, наконец. Всем, кроме первого, владело дворянство, поэтому вампир рисовался с представителей высшего сословия.
В деле формирования современного городского вампира основые роли сыграли три человека:
1. Доктор и близкий друг лорда Байрона, Джон Полидори.
После смерти своего возлюбленного он собрал черновики ненаписанного темным лордом романа о вампире, добавил туда воспоминаний о его внешности и образе жизни, да и написал бестселлер о похождениях красавца Ратвена под названием "История вампира". Произведение вызвало шквал подражаний, пьес по мотивам и закрепило штамп "вампир-аристократ".
2. Плохой писатель, но хороший театральный менеджер Брэм Стокер. Прочитав труды по валахско-молдавскому фольклору и жизнеописания князя Влад Цепеша, он изготовил скучнейший, но дотошнейший роман-досье о Дракуле. До сих пор этот том считается основополагающим в вампирологии.
Стокер придумал правила поведения вампира: неприятие света, сон в гробу, боязнь креста и чеснока, способность оборачиваться в летучую мышь и в дым, презрение к силе земного тяготения. Автор наделил Дракулу неким подобием сексуальности (наибольшую власть вампир имел над Люси Вестенра, подругой главной героини, которая была раздираема желаниями и вообще вела себя неприлично).
3. Культовая писательница Энн Райс, профессиональный уровень книг которой ниже любой критики, что не мешает им издаваться и переиздаваться без конца. Райс сделала вампира почти человеком, живущим среди людей. С каждой ее книгой кровосос все больше социализируется. Если Сокер привез Дракулу в город, вытащил из дремучего родового замка, позволив взять с собой только несколько ящиков родной земли (якобы вампир без нее не может), то Райс полностью адаптировала вампира к жизни больших городов, вписав в их ландшафт.
Теперь мегаполисы немыслимы без опасно-красивых молодых людей в идеально сидящей лодежде, с длинными волосами и аристократическими замашками (с момента обращения вампир не меняется, а так как укусили его несколько веков назад, он несет в себе частицу ушедшего великолепия).
Райс сделал вампира необоримо сексуальным для обоих полов и ввела тему глубоких платонических отношений, которые связывали героев долгие столетия. Именно влюбленный и страдающий вампир стал героем девичьих грез. Он будоражит наши мечты, спускаясь с экрана.
Первые киновампиры могли вызывать только страх и отторжение. Макс Шрек в немом фильме"Носферату: симфония ужаса" и Бела Лугоши, к которому имидж Дракулы просто прилип, не вдохновляют в эротическом смысле. Настоящие герои, которым хотелось бы подражать, появились в фильме "Интервью с вампиром", положив начало новой эстетике. Нежный Луи/Бред Питт, взвинченный Лестат/Том Круз и гипнотический Арман/Антонио Бандерас (совсем не такой, как в книге Энн Райс, но какой! какой!) - вот птица-тройка, на которой понеслась душа в рай. Одним своим внешним видом они вызвали такой шквал фан-фиков (произведений, которые фанаты пишут по мотивам своих любимых фильмов или книг), что Райс запретила их публикацию в сети (запрет работает по сей день).
Вампиры, порожденные мамочкой Энн Райс, не имели никакого отношения к классическому Дракуле и считали его детской сказкой. Они не боялись креста, спокойно заходили в церковь и нюхали чеснок, оставив себе быстроту передвижения, сверхчеловеческую силу и выносливость. А еще они по старинке спали в гробах.
Понадобились пять лет и усилия многих писателей вампирского фентези, чтобы кровопийца смог ночевать в обычной спальне и запросто передвигаться при свете дня. В фильме "Голод" и одноименной книге герой мучается бессонницей, лежа под тюлевым балдахином, в идеально освещенной дневным светом комнате. Рассматривается совсем другая проблема - как сохранить жизнь старому вампиру и что ожидает его после смерти тела. Тут мы подходим к следующей ключевой теме вампиризма - мнимому бессмертию.
Вопрос вечной жизни
Когда вампир кусает человека, в которого ему случилось влюбиться, он предлагает ему т. н. "темный дар". Вампир-соблазнитель говорит: "Немного боли, а затем вечная жизнь без старости и болезней." Кто же откажется от такой перспективы. По легенде, все соглашаются. Так пополняется вампирское братство.
Но если без дураков, вампир не бессмертен. Его может убить человек, он может умереть сам по оплошности, попав под прямой солнечный луч, его могут казнить свои (как мы видим в "Интервью с вампиром"), он может состариться, как это случилось с героем Дэвида Боуи в фильме "Голод". Там дается понять, что износу тела подвержены некачественные вампиры "второй руки" - то есть, укушенные древним, но недостаточно сильным вампиром. И наконец, вампиру - как и любому человеку - случайно могут быть нанесены увечья, несовместимые с жизнью. В книге "Последний вампир", продолжении жития Мариам из "Голода", описывается, насколько технично она ведет себя, чтобы ни дай бог пальчик не порезать.
Однако, в произведениях других авторов вампиры обладают способностью быстрого заживления ран и экспресс-сращивания сломанных костей. Мы имеем здесь извечную грезу человечества: жить если не вечно, то очень долго; быть здоровым, бодрым, шумным, как желала Буратине черепаха Тортилла; переносить болезни, не моргнув глазом. Сейчас все ждут этого от нанотехнологий, надеясь одним прекрасным утром съесть таблетку и стать похожим на Бреда Питта, каким он был 10 лет назад.
С другой стороны, нынешний Бред им тоже подойдет.
Вопрос эстетики
Не такой животрепещущий, как пролонгированная жизнь. Не такой яркий, как сексуальность вампира. Но именно им по большей части питается паства, состоящая из готов, оккультистов-домушников и прочих сочувствующих теме.
Мы уже выяснили, что изначально вампир срисован с богатого, ухоженного, образованного человека. С детства его учили ездить на лошади, отодвигать стульчик даме, танцевать полонез Огиньского и задумчиво наигрывать на клавикордах что-то из раннего Перселла. Такой пассажир по нынешним быдловым временам сияет аки сумасшедший бриллиант. И всякий воспитанный бабушкой мальчик, и всякая выросшая на принцессных сказках девочка фанатеют по нему нешуточно.
По законам полового соответствия, мальчик должен хотеть подражать вампиру, а девочка должна вожделеть оного. В реальности все происходит в точности до наоборот. В смысле, мальчики вожделеют, а девочки... ох.
Прогуливаясь в ожидании деловых встреч в районе Чистых прудов, я каждый раз вижу группу странно одетых людей. У них вечный Хелловин. Я сама люблю белую пудру, темную помаду, черные в пол платья и белые воротнички, но эти люди пугают меня своей последовательностью. Их можно называть готами или вампиропоклнниками, суть от того не меняется. Подростки в возрасте 14 - 20 лет на Чистых и по всему миру стараются выглядеть, как владельцы абонемента на посещение всех похорон в пределах родного города. Молодежно-траурная тема крепка в мегаполисах, а к провинциям мельчает. Я видела подмосковных готов. Они выглядят неуверенно, в их одежде проскальзывают элементы панка, они бодрятся и что-то кричат.
Гот большого города тих, как труп. Он читает или слушает музыку из наушников. Он любит поболтать в форумах при готических сайтах (которые принято в простоте называть "готишными"). Треп идет в основном о группах и музкумирах, вроде Виле Вало (его зовут "выливалой") или Брайане Молко (при чем здесь Молко, бог знает). Избранные меломаны почитают джей-рок, то есть японскую современную музыку, и обмениваются невероятно красивыми фотосессиями квартета "Malice Mizer" (вот кто достиг в готишном стайлинге совершенства).
Избранные из избранных посещают японские сайты, посвященные стилю "готик лолита", и пытаются сшить самостоятельно то, что представлено в их он-лайн магазинах. О готик лолите хочется поговорить отдельно. По странному стечению обстоятельств, японская мода только-только добирается до русских мозгов. Метода одеваться у японских школьников такая, что ей стоит поучиться всей молодежи мира. Модничают все, причем, мальчики иногда дают фору девчонкам (замечу, что идеально по-вампирски одетые "Malice Mizer" - в целом, мужского пола).
Японцы любят одеваться пестро и кавайно (что означает "весело, мило"), но у всякого правила есть исключения. Готик лолита - это скромная, слегка кокетливая девушка, в кукольном платьице темной расцветки (в идеале, просто черном), в кукольных же туфельках и черных узорчатых чулочках, с бабушкиным ридикюльчиком. В этом стиле особенно ценится способность создать из современных вещей комплект, отсылающий к 19 веку. Мечта готической лолиты - выглядеть, как малышка Клодия, если б она собралась почтить память усопшего Лестата.
Скоро, очень скоро выйдет фильм, на который станут равняться все готишные школьницы мира. Он - не готический по сути, это экранизация эпопеи Лемони Сникета, но главная героиня в фильме выглядит как икона готиклолитинской красы.
Завершая сей, далеко не полный труд, хочу сказать, что гораздо объемнее о явлении вампира в культуре мы можете в прочитать в интернете, если наберете в поисковой системе волшебное словосочетание "структурная вампирология". Это написано по-русски, очень доходчиво, компетентно, текст выложен повсеместно и без купюр. В виде бумажных книг имеют хождение толстая "Энциклопедия вампиризма" и тонкая, богато иллюстрированная брошюра "Дракула и вампиры".
В статье я не слова не сказала о правильной для гота музыке. А все оттого, что готишные форумы буквально ломятся от таких дискуссий. По моему скромному разумению, готической/вампирской является вся грустная/патетическая музыка. Любой проблеск веселья отметается, легальна только грустная ирония с усмешкой в уголке губ.
Ибо сексуальность вампира базируется на страдании и невозможности счастья. Смеется только дурак Лестат. Вот и почитайте, что с ним после этого бывает.
Тройка самых привлекательных кино-Дракул на начало 2005 года
1. Клаус Кински из "Носферату. Призрак ночи" Херцога.
По мне, так самый сексуальный мужчина среди живых и мертвых. Не верите? Найдите в музее кино "Плоды страсти", залакируйте просмотр лентами "Агирре, гнев Божий" и "Зеленая кобра" - эффект обеспечен. Да, в "Ностферату" Кински загримирован японским гримером по всем канонам древнего фильма Мурнау. Уши приклеены, губы раздвинуты, спинка сгорблена. Должен быть урод уродом, а хочется поцеловать. Все дело в личной харизме и в губах, данных от природы такими, будто их постоянно подкачивают на манер Анжелины Джоли. Дракулито сексуале намбер ван.
2. Гари Олдмен из "Дракулы Брэма Стокера" Копполы.
Олдмен - вообще красивый пацан, хоть и ростом не вышел. Его доброе алкоголическое лицо может украсить собой фильм любой категории, как показало прошлогоднее явление Гари в "Гарри Поттере". А так как для роли вампира внешняя привлекательность - полдела, вторую половину успешно дополняют актерские таланты Олдмена.
По этому фильму самый конченый мужчина может научиться грамотно знакомиться на улице, грамотно ухаживать и выглядеть нужным образом.
3. Ричард Роксбург из недавнего "Ван Хельсинга".
Пользуясь правом лица, особо не зависящего от мнений официальной кинокритики, выставлю здесь своего кандидата. Отчего? Оттого, что тронул. В череде вампиров, единственным доводом которых является нездоровый цвет лица и вставные клыки, Роксбург, известный нам по роли глупого графа в "Мулен Руж", выступил козырно. Я вспоминала ракурсы его не особо красивого лица в течении месяца после посещения фильма. Потом плюнула и купила dvd. Посмотрела еще раза три. Фильм детский, но Дракула в нем магнетический.
В "Семейке Адамс" дива Мортиша говорит своему мужу после особо удачной супружеской ночи: "Вчера ты был упоительно... жалок". Смысл этой фразы доступен только женщинам особого толка. И именно таким кинозрительницам Дракула Роксбурга (или Роксула, как мгновенно окрестили его сетевые любители прекрасного) пришелся по душе.
когда я чуть не написала "идеал готик лолиты - выглядеть как маленькая вампирка гермиона" (имея в виду клодию), то поняла "пора закругляться"